?

Log in

No account? Create an account
Основы планирования семьи: доброе старое время - марсианские хроники — LiveJournal
August 11th, 2006
08:35 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Основы планирования семьи: доброе старое время

История детоубийства на Западе еще ждет того, кто ее напишет, но я не стану этого делать в настоящей книге. Обычно считают, что убийство законных или незаконных детей - проблема скорее Востока, чем Запада. Однако накопленных сведений достаточно, чтобы доказать, что убийство как законных, так и незаконных детей было системой в античности, что законных детей не намного реже убивали в средневековье, а убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
Детоубийство в античности обычно игнорируют, несмотря на буквально сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого акта. Детей швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги «на растерзание птицам и диким зверям» (Еврипид, Ион, 504). Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам, который слишком мало или слишком много кричал или по каким-то признакам не подходил к описанию в гинекологическом трактате «Как определить, стоит ли воспитывать новорожденного», как правило, убивали. Однако первому ребенку в семье обычно сохраняли жизнь, особенно если это был мальчик. Девочки, конечно, ценились меньше, и указания Илариона жене Алис (I в. до н. э.) типичны открытой манерой обсуждения этой темы: «Если повезет и ты родишь ребенка, то, если это будет мальчик, пускай живет, если же девочка, брось ее». В результате мужчин было гораздо больше, чем женщин, и такая ситуация была типичной для Запада до самого средневековья, когда число убийств законных детей, вероятно, сократилось. (Убийство незаконных детей не сказывается на соотношении полов, так как в этом случае обычно в равной степени убиваются и мальчики, и девочки.) Доступные нам статистические данные по античности показывают большой избыток мальчиков по отношению к девочкам. К примеру, в 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей; в 32 семьях было по одному ребенку, в 31 - по два. Как пишет Джек Линдсей: «Иметь двух сыновей не было необычным, иногда их было и трое, но больше, чем одна дочь в семье – такого практически не бывало. Посейдипп сообщает, что «даже богатые люди всегда бросают дочь». Из 600 семей, о которых остались надписи второго века в Дельфах, лишь один процент имел по две дочери». Убийство законных детей даже состоятельными родителями было настолько привычным, что Полибий считает это причиной
обезлюдения Греции: «В наше время во всей Греции - низкая рождаемость и общее снижение народонаселения, из-за этого города пришли в запустение, а земля перестала давать урожай, хотя не было ни длительных войн, ни эпидемий... ведь люди впали в такие причуды, скупость и праздность, что не хотят жениться, а если женились - растить детей, которых имеют обычно не больше одного-двух...»
До четвертого века н. э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции или в Риме. Так же относились к нему и крупные философы. Те немногие места в их сочинениях, которые расцениваются как осуждение детоубийства, по моему мнению, имеют как раз обратный смысл, как, например, высказывание Аристотеля: «Что касается того, бросить или воспитать родившихся детей, должен быть закон, по которому неуродливого ребенка надо воспитывать; но что касается числа детей, если действующие законы препятствуют тому, чтобы кто-нибудь из рожденных был выброшен, должен существовать предел воспроизведению потомства». На Мусония Руфа, которого иногда называют римским Сократом, тоже часто ссылаются как на противника детоубийства, однако в его сочинении «Следует ли воспитывать каждого рожденного ребенка?» совершенно очевидно говорится лишь о том, что братьев не следует убивать, поскольку их совместное воспитание очень полезно. Большинство же античных авторов открыто одобряет детоубийство. Так, Аристипп
говорит, что мужчина может делать со своими детьми все, что ему заблагорассудится, ибо «разве мы не сплевываем лишнюю слюну или не отшвыриваем вошь, как нечто ненужное и чужеродное?» Некоторые, как Сенека, допускают убийство лишь больных детей:
«Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит остальное стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем; точно так же мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового».
Масштабы этого явления вырисовываются в мифах, трагедиях, в Новой комедии, где сюжет часто строится на «смешных» моментах детоубийства. В менандровской «Девушке с Самоса»
веселый сюжет состоит в том, что один мужчина пытается нарезать ребенка на кусочки и поджарить. В его же комедии «Третейский суд» пастух подбирает брошенного ребенка, решает вырастить его, но потом передумывает, говоря при этом: «Воспитывать ребенка слишком хлопотно». Он отдает его другому человеку, но при этом возникает спор, кому достанется ожерелье ребенка.
Однако следует заметить, что детоубийство было, судя по всему, широко распространено и в доисторические времена. Анри Валлуа составил таблицу всех известных ископаемых останков доисторического периода от питекантропа до мезолитического человека и обнаружил соотношение полов 148 к 100 в пользу мужчин. Греки и римляне были настоящим островом просвещения среди моря народов, находившихся еще на той ступени развития, когда детей приносят в жертву богам. Напрасны были усилия римлян искоренить этот обычай.
Детские жертвоприношения - это конечно, наиболее четкое воплощение и подтверждение рейнгольдовского тезиса об убийстве своих детей как жертве, которую мать приносит своим родителям. Такой обычай существовал у ирландских кельтов, у галлов, у скандинавов, египтян, финикийцев, моавитов, амманитов, а в некоторые периоды - у евреев. Археологами обнаружены тысячи скелетов принесенных в жертву детей, часто с надписями, гласящими, что жертва - первый сын знатной семьи. Эти надписи в Иерихоне прослеживаются до 7000 г. до н. э. Замуровывание детей в стенах, в фундаментах при закладке зданий и мостов, чтобы сделать их крепче, было также обычным делом — это практиковалось не только при постройке Иерихонской стены, но даже в Германии в 1843 г. В наши дни, когда дети играют в «Лондонский мост обрушился», то изображают жертвоприношение речному божеству, хватая кого-нибудь из играющих в конце игры.
Даже в Риме детские жертвоприношения полулегально существовали. Дион говорит о Юлиане, который «убил множество мальчиков ради магического обряда»; по словам Светония, из-за предзнаменования Сенат «постановил, что ни один младенец мужского пола, родившийся в этом году, жить не будет»; а Плиний Старший говорит о людях, которые «стараются раздобыть костный мозг из ноги и головной мозг младенца». Еще больше был распространен обычай убивать детей своих врагов, часто массово, так что дети из знатных семей не только были свидетелями расправ над детьми на улицах, но и сами постоянно находились под угрозой гибели, связанной с политической неудачей отца.
Насколько я могу судить по доступным источникам, Филон - первый, кто ясно высказался против ужасов детоубийства: «Некоторые совершают это собственными руками; с чудовищной жестокостью и варварством они душат новорожденное дитя, едва успевшее сделать первый в жизни глоток воздуха, бросают в реку или в море, привязав что-нибудь тяжелое, чтобы дитя как можно быстрее погрузилось в пучину. Другие оставляют их в каком-нибудь пустынном месте, надеясь, как говорят сами, что кто-нибудь спасет ребенка, на самом же деле обеспечивая ему ужаснейшую участь. Ибо все звери, питающиеся человеческим мясом, собираются и беспрепятственно пируют над телом ребенка - прекрасный званый обед, устроенный зверям единственными опекунами ребенка, которые призваны беречь его и охранять, его отцом и матерью. Хищные птицы тоже слетаются и жадно расклевывают остатки...»
В течение двух веков после Августа делались попытки вознаграждать тех родителей, которые сохраняли детям жизнь, и тем самым поддержать сокращающееся население Римской империи. Однако явных изменений не было до четвертого века. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство только в 374 г. н.э. Даже отцы церкви противодействовали детоубийству, похоже, не из тревоги за жизни детей, а заботясь о душах их родителей. Такое отношение видно в утверждении св. Юстина Мученика, что христианин не должен бросать своих детей, чтобы потом не встретить их в публичном доме: «Чтобы мы не причинили никому неприятностей и сами не впали в грех, нас учат, что нехорошо бросать ребенка, даже новорожденного, и прежде всего потому, что почти все, кого в детстве бросают
(не только девочки, но и мальчики), оказываются потом проститутками».
После Везонского собора (442 г. н. э.) о нахождении брошенного ребенка следовало объявлять в церкви, а около 787 г. Датео из Милана открыл первый приют исключительно для брошенных детей. В других странах развитие шло примерно по той же схеме. Несмотря на большое количество литературных свидетельств, медиевисты обычно отрицают широкое распространение детоубийства в средние века, поскольку это не явствует из церковных записей и других количественных источников. Однако если судить по соотношению полов 156 к 100 (ок. 801 г.) или 172 к 100 (1391 г.), которое указывает на убийство законных дочерей, и если учесть то, что незаконных детей обычно убивали независимо от пола, истинная частота детоубийства в средневековье представляется существенной. Несомненно, Иннокентий III, открывая больницу Санто Спирито в Риме в конце двенадцатого века, превосходно знал, какое количество матерей бросает своих малышей в Тибр. В 1527 г. один священник признает, что «отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей».Подробные исследования только начинаются, но, скорее всего, до шестнадцатого века детоубийство наказывалось лишь в. единичных случаях. Когда Винсент из Бове в тринадцатом веке пишет, что один отец вечно беспокоился о дочери, которая «душила свое потомство», когда врачи жалуются, что «находят детей на морозе, на улицах, выброшенных злыми матерями», когда, наконец, мы обнаруживаем, что в англосаксонской Британии действовала презумпция, что умерший ребенок был убит, если не доказано иное, для нас все эти сообщения должны послужить сигналом для самого энергичного изучения средневекового детоубийства. Формальные записи показывают немногие случаи рождения вне брака, и именно поэтому мы не должны довольствоваться допущением, что «в традиционном обществе люди остаются в целомудрии до брака», поскольку многие девушки ухитрялись скрыть беременность от матерей, с которыми спали в одной кровати, не то что от церкви.
По мере приближения к восемнадцатому столетию материал становится полнее, и уже не остается сомнений во всеохватности детоубийства, существовавшего в любой европейской стране. Когда в каждой стране открыли дома для найденышей, туда отовсюду поступали малыши, и дома очень быстро переполнились. Хотя Томас Корэм. и открыл свой госпиталь для найденышей в 1741 г., потому что не мог выносить вида мертвых детей в лондонских канавах и навозных кучах, в 1890-х годах мертвые дети на лондонских улицах все еще были обычным зрелищем. В конце девятнадцатого столетия Луи Адамик описывает свое детство, прошедшее в восточноевропейской деревне, где были «няньки для убийства»! Матери отправляли к ним детей, когда хотели убить, и няньки «выставляли их на мороз после горячей ванны; кормили чем-то, вызывающим спазмы желудка и кишечника; подмешивали в молоко гипс, буквально оштукатуривавший внутренности; закармливали после того, как в течение двух дней заставляли голодать...» Адамика самого должны были убить, но по какой-то причине нянька пожалела его. Его наблюдения за тем, как она разделывалась с другими младенцами, которых ей приносили, дают нам правдивую картину эмоций, лежащих в основе многовековой традиции детоубийства. «Она любила всех своих подопечных странной, беспомощной любовью... но когда незадачливые родители или другие родственники ребенка не имели возможности заплатить небольшую сумму, причитающуюся за содержание ребенка, она распоряжалась ребенком по-своему... Однажды она вернулась из города с маленьким продолговатым свертком... страшное подозрение закралось мне в душу. Ребенок в люльке должен был умереть!.. Когда ребенок кричал, я слышал, как она встает и нянчит его в темноте, приговаривая: «Бедный, бедный малыш! » Впоследствии я не раз пытался понять, как она должна была себя чувствовать, прижимая ребенка к груди и зная, что вскоре убьет его своими руками... «Ах ты бедный, бедный малютка!» Она специально говорила отчетливо, и я слышал: «...плод греха, сам ты безгрешен... скоро ты уйдешь, очень скоро, мой малютка... и уйдя сейчас, ты зато не попадешь в ад, как попал бы, если бы остался жить, и вырос, и стал бы грешником». На следующее утро ребенок был мертв...»
Один итальянец, живший в эпоху Возрождения, имел обыкновение замечать, когда ребенок говорил что-нибудь умное: «Этот долго не проживет». Во все времена отцы говорили своим сыновьям, как Лютер: «Пусть уж лучше у меня будет мертвый сын, чем непослушный». Фенелон рассказывает, как однажды задал ребенку такой вопрос: «Дал бы ты отрезать себе голову, чтобы попасть на небеса?» Вальтер Скотт говорит, что его мать призналась, как однажды чуть не поддалась «сильному искушению перерезать мне горло и бросить в болото ». Леопарди рассказывает о своей матери: «Заметив, что кто-нибудь из ее детей скоро должен умереть, она была безмерно счастлива, и пыталась скрыть свою радость лишь от тех, кто мог бы поставить ей это в упрек». Источники полны подобных примеров. У людей прошлого потребность изуродовать, обжечь или сжечь, заморозить, утопить, с силой швырнуть или тряхнуть ребенка постоянно находила проявление. Гунны резали щеки новорожденным мальчикам. Роберт Пемелл рассказывает, что в Италии и в других странах в эпоху Возрождения родители, бывало, «прижигали шею горячим железом или капали воском с горящей свечи» на новорожденного ребенка, чтобы он не заболел «падучей болезнью».
В любую эпоху изувеченные дети вызывали у взрослых смех и жалость, на чем и было основано широко распространенное использование детей для выпрашивания подаяния. Упоминание об этом мы находим еще в произведении Сенеки «Опровержение», в котором он делает вывод, что нет ничего предосудительного в поступке того, кто калечит брошенного родителями ребенка: «Посмотри на слепого, который бродит по улицам, щупая дорогу тростью, и вон на тех с раздробленными ногами, а еще посмотри на тех со сломанными конечностями. У одного нет рук, у другого вырваны плечи, чтобы его нелепый вид вызывал смех... Давайте посмотрим, откуда возникают все эти уродства - отправимся в мастерскую по производству человеческих развалин, пещеру, заваленную руками и ногами, вырванными из живых детей... Наносит ли это какой-то вред Республике? Нет, и более того, разве эти брошенные родителями дети не пристроены и не приносят пользу?»
Обычным делом было швыряться спеленутыми детьми. Брата Генриха IV для забавы перебрасывали из одного окна в другое, уронили, и он разбился. Примерно то же случилось с маленьким графом де Марлем: «Приставленная к ребенку нянька и один из камергеров развлекались, перебрасывая его друг другу через окно... Иногда они притворялись, что не могут его поймать... маленький граф де Марль падал и ударялся о камень, который лежал внизу». Врачи жаловались на родителей, ломавших кости своим детям в ходе «обычной» игры в подбрасывание младенца. Няньки часто говорили, что корсет, надетый на ребенка, необходим потому, что иначе «его нельзя будет подбрасывать». Я помню, как один выдающийся хирург рассказывал случай из своей практики: ему принесли ребенка, у которого «несколько ребер были вмяты в тело руками человека, подбрасывавшего его без корсета». Кроме того, врачи часто с осуждением упоминали другой распространенный обычай - с силой встряхивать ребенка, «вследствие чего ребенок оказывается в оглушенном состоянии и некоторое время не доставляет хлопот тем, кто его нянчит».
Отступим назад во времени и посмотрим обычаи древних - германцев, скифов, кельтов, спартанцев (но не афинян, у них были другие методы закаливания). Все они купали детей в холодной речной воде, а холодные ванны со времен Рима считались для детей целебными. В целях лечения и закалки детей даже укладывали спать, завернув в мокрое холодное полотенце. Недаром великий педиатр восемнадцатого века Уильям Бачэн говорит: «Почти половина человеческого рода погибает во младенчестве из-за неправильного ухода или его отсутствия».

из: Ллойд Демоз. Психоистория. Эволюция детства.

Tags:

(63 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:markitka
Date:August 11th, 2006 08:58 pm (UTC)
(Link)
я в шоці
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 11th, 2006 09:20 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, кое-где он сгущает краски (особенно в отрывках про сексуальную эксплуатацию детей - впрочем, это, кажется, характерно для всякого психоаналитика). Но там, где он анализирует фактический материал и статистику, нет оснований ему не верить. "Самые ранние биографии людей, которых в детстве не били, по моим сведениям, относятся к периоду между 1690 и 1750 годами."
А исторической диспропорции мальчики/девочки, действительно, пока нет лучшего объяснения. Он принимает возражение, что о девочках просто реже сообщали - но достаточно длинно его опровергает, потому что такое "несообщение" многих фактов не объясняет, в отличие от инфантицида.
From:ex_sneak_be
Date:August 12th, 2006 02:28 pm (UTC)
(Link)
спасибо, узнал много нового.
[User Picture]
From:genuine_elka
Date:August 12th, 2006 03:15 pm (UTC)
(Link)
"описывает существо, выросшее в восточноевропейской деревне" - скорее всего, ошибка перевода, и имелось в виду "описывает свое детство в восточноевропейской деревне" (being raised или что-то вроде).
[User Picture]
From:genuine_elka
Date:August 12th, 2006 03:24 pm (UTC)
(Link)
Ханс - скорее всего, гунны (Huns)
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 12th, 2006 05:36 pm (UTC)
(Link)
Ага, спасибо, исправила. Действительно, фигня какая-то :)
[User Picture]
From:yuri_rus
Date:August 12th, 2006 06:50 pm (UTC)
(Link)
Шокирует. Не мог представить себе масштабы детоубийства в Европе. А какие данные есть про восточных славян, про русских?

Читая европейские сказки, я обратил внимание, как часто в них упоминается про убийство или оставление детей в лесу. Тот же мальчик-с-пальчик, Хансен и Гретель. Сюжет очень многих сказок основан на спасении детей от смерти, когда их оставили в лесу или пытается съесть злая ведьма. Между прочим, версия Спящей Красавицы, которая обычно сейчас дается детям, неполная - в первоначальной версии, после свадьбы принца с Спящей Красавицей его мать, которая оказалась людоедкой, в отсутствие сына несколько раз приказывала слугам убить и приготовить для нее сначала сына и дочь Красавицы, а потом ее саму. Добрый повар ее обманул - приготовил мясо животных. А когда принц вернулся и узнал об этом, он приказал убить свою мать.

Вот интересно, Баба-Яга, поедающая детей и взрослых, имеет явные аналогии в европейских сказках. То есть надо ли понимать это так, что детей не просто убивали и оставляли на гибель, но и были некоторые людоеды, подбирающие таких брошенных детей? Людоеды встречаются и сейчас в белых странах, не говоря об Африке и Океании. Голод в Европе был намного более частым гостем, чем в богатой и обильной России, где прокормиться можно было и охотой, и рыболовством, в отличие от Европы, где леса и реки были частной собственностью феодалов.
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 12th, 2006 07:10 pm (UTC)
(Link)
Ну, вообще-то, в русских народных сказках тема оставления в лесу, отправления к Яге за огоньком и прочих козней злой мачехи вполне так развита.
А на тему голода - это вряд ли. Климат в Европе для земледелия большей частью подходит даже лучше (бОьшая часть России - зона рискованного земледелия), а неосвоенных пустошей до 16-17 века было вдоволь.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
Баба Яга - (Anonymous) - Expand
Re: Баба Яга - (Anonymous) - Expand
[User Picture]
From:luche_chuchhe
Date:August 13th, 2006 09:14 am (UTC)

О Бабе Яге.

(Link)
Очень интересно об этом пишет Владимир Пропп.
Вот здесь лежат его книга "Морфология "волшебной" сказки" - http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt
И еще "Исторические корни Волшебной Сказки" - http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt

[User Picture]
From:0lenka
Date:August 13th, 2006 03:10 pm (UTC)

Re: О Бабе Яге.

(Link)
Да, спасибо, у меня есть, просто руки еще не дошли.
[User Picture]
From:_cherry_dashik_
Date:August 13th, 2006 12:04 pm (UTC)
(Link)
а можно где-нибудь в сети полный текст сабжа прочитать, на русском?
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 13th, 2006 03:36 pm (UTC)
(Link)
Поищите, пожалуйста, в комментариях к одному из этих трех постов, там две ссылки :)
[User Picture]
From:alvena_rekk
Date:August 14th, 2006 10:39 pm (UTC)
(Link)
очень интересно, спасибо!
[User Picture]
From:nahman
Date:August 15th, 2006 08:33 am (UTC)
(Link)
Эти надписи в Иерихоне прослеживаются до 7000 г. до н. э

-Очень интересное утверждение. Оказывается, люди начали писать задолго до 3 тыс. до нашей эры.
[User Picture]
From:brother2
Date:August 16th, 2006 09:52 am (UTC)
(Link)
Мне вот что интересно - с одной стороны записи говорят о неслабой диспропорции между полами, однако с другой стороны те же исторические источники (например, античной эпохи) очень редко встречаешь упоминания о холостяках, зато куча сообщений о женатых не по разу. Можно вспомнить и маргинальное положение бобылей в русской деревне. Можно списать на монастыри, но они были и женскими, да и в античности их не было. На войны - тоже не все потери мужчин спишешь, иначе получится, что при соотношении 150 М к 100 Ж, чтобы в брак вступили все 50 мальчиков должны погибнуть в войнах, а ведь это 20% - потери сравнимые со второй мировой. И как-то это не стыкуется с положением вдов - если вдова оставалась с наследником - её статус в семье мужа был высок - это всё понятно, а вот если без наследника - то она почему-то не вступала в повторный брак, а продолжала оставаться в семье мужа, но на положении чуть ли не служанки, но ведь при такой диспропорции к ней должны были очереди выстроиться. Или ещё такое наблюдение в Голландии (и фламанской Бельгии) века с 16 стали появляться дома для вдов, и дома для бедных девиц, где они частично трудом зарабатывали приданное, частично скапливали приданное из подаяния - но ведь казалось бы если такая диспропорция, то и вдов и бесприданниц должны расхватывать только так, да и вообще существование такого явления как приданное как-то не вяжется с дефицитом женщин.

Да, читая рассуждения о том, что при крещении мол трудно было спутать пол, я вспомнил Гоголя, помните как Собакевич продал Чичикову как мужика Елизавету Воробей. Вот сдаётся мне, что подсчёт крепостных по душам и зависимость приходских священников от феодалов отчасти и порождали диспропорцию в отчётах о полах.
[User Picture]
From:olgagermany
Date:August 16th, 2006 10:18 am (UTC)
(Link)
Для того, чтобы делать какие-то выводы, нужно сравнить сведения о рождениях и браках в одной и той же местности одного и того же исторического периода. Иначе - просто гадание на кофейной гуще.

Как я уже писала, косвенно данные об гендерном распределении убийств детей подтверждают современные данные о гендерных абортах.
[User Picture]
From:ohtori
Date:August 16th, 2006 01:09 pm (UTC)
(Link)
Он вроде бы де Моз всё таки, а не Де Моз.
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 16th, 2006 08:50 pm (UTC)
(Link)
LLOYD DEMAUSE, ЛЛОЙД ДЕМОЗ - так написано на титульных. Два миллиона леммингов не могут ошибаться :)
From:(Anonymous)
Date:March 20th, 2008 07:52 pm (UTC)

Обучение Черной Магии

(Link)
Обучение Черной Магии
http://blackmagic1.com
На сайте можно записаться на уроки Черной Магии по доступным ценам. Купить и скачать книги, по Черной Магии. Заказать ритуалы, амулеты и магические предметы.
From:(Anonymous)
Date:January 14th, 2011 09:16 am (UTC)

Путь к Истине

(Link)
Путь к Истине находится по адресу: truenewworld.ru
(внимание, это не реклама сайта - это "реклама" Истины).
Powered by LiveJournal.com