?

Log in

No account? Create an account
Основы планирования семьи: старое доброе время. - марсианские хроники — LiveJournal
August 11th, 2006
08:35 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Основы планирования семьи: старое доброе время.

[В 17 веке] в истории детства наступил поворотный момент, когда детей женского пола практически перестали убивать как якобы недостойных жизни, второсортных. А ведь практика убийства девочек восходит даже не к античности, а к еще более глубокой древности — к нашим палеолитическим истокам. (Что касается ссылок на демографию здесь и в дальнейшем, смотрите приложение.) К сожалению, те маленькие девочки, которые знают об убийстве родителями их братьев или сестер, очень часто вырастают плохими матерями. В античности детей убивали открыто, поэтому даже у богатых родителей «практически никогда не было больше одной дочери». В средние века детоубийство встречало слабое противостояние церкви, но его уровень снижался очень медленно, причем от девочек избавлялись гораздо чаще. Убивали либо открыто, либо отправляя к «нянькам-убийцам» с оплатой всего лишь на несколько недель вперед, либо очень короткое время вскармливая девочек грудью (меньше, чем мальчиков), отчего они становились восприимчивыми к болезням и умирали. Эти и другие формы избавления от детей преимущественно женского пола широко практиковались в то время. Как правило, в современном обществе девочки биологически выносливее мальчиков и умирают реже, но на графике, составленном по данным переписей населения в разные исторические эпохи, мы видим, что мальчиков примерно в полтора раза больше, чем девочек, и только в семнадцатом веке их становится примерно поровну. Это может служить доказательством убийства детей женского пола. Даже в то время соотношение мальчиков и девочек сильно варьировало по областям и классам, что отражало разнообразие психогенных стилей в Европе семнадцатого века. Англия на столетие опережала Францию и на два столетия - остальную Европу по таким ключевым показателям, как снижение детоубийства, отказ от тугого пеленания, от передачи ребенка кормилице.
Во Франции даже в восемнадцатом веке 80% парижских детей отдавались на несколько лет специально нанятым кормилицам в деревни, а по возвращении домой почти сразу отправлялись в школу или в ученики. Многие французы поэтому совершенно искренне говорили, как Талейран, что не провели под отцовским кровом и недели. В этот же период в Германии и в Италии родители еще кастрировали маленьких мальчиков, примерно каждого сотого, надеясь потом заработать на их певческих способностях. В Италии младенцев еще прибивали к телегам и выставляли на всеобщее обозрение в религиозной процессии: матери отдавали их на мучительную смерть в надежде, что их чадо, послужив религии, попадет на небо.
Данные,показывают значительное преобладание мальчиков в Пистойе эпохи Возрождения: соотношение полов среди детей до 15 лет как для деревенского, так и для городского населения, составляет 125 мальчиков на 100 девочек. Это может отражать особенности рождаемости. Например, Джованни Биллани сообщает, что в 1330-х гг. во Флоренции из 5500-6000 младенцев, которых крестили каждый год, мальчиков
было на 300-500 больше, чем девочек. Если его сообщение достаточно точно, то такое распределение может привести к тому, что отношение всех мальчиков к девочкам разных возрастов достигнет 118%. Такой избыток мальчиков(ведь нормальное соотношение полов у новорожденных - 105 мальчиков на 100 девочек) - еще одно опровержение идеи Хэрлиги о «неправильном подсчете» девочек, потому что при крещении вряд ли можно избирательно ошибиться в отношении какого-то одного пола. Кроме того, девочки всегда биологически выносливее мальчиков, более устойчивы к болезням, поэтому соотношение полов 125 к 100 в возрасте от 0 до 15 лет означает убийство порядка одной трети (или даже больше) всех рождающихся девочек.Эмили Коулмэн соглашается с моим тезисом о широком распространении детоубийства. В своей работе по полиптиху Сен-Жер-мен-де-Пре (ок. 801 г.), включающей использование корреляционного анализа, она приходит к заключению, что соотношение полов у детей - 136 мальчиков к 100 девочкам - нельзя объяснить недостатками подсчета, потому что оно находится в корреляции (обратной) с размерами крестьянских хозяйств, а следовательно, избирательное убийство девочек, несомненно, практиковалось. Это и есть причина преобладания мальчиков на наших таблицах и графиках, ведь трудно представить себе такую «склонность к неправильному подсчету», которая бы зависела от размеров участка земли и повышалась бы или понижалась соответственно перед и после эпидемий чумы.
Уильям Тарн подводит итог данным по Элладе:
«До нас дошли подробные сведения о 79 из нескольких тысяч греческих семей, получивших гражданство Милета. В этих семьях было в общей сложности 118 сыновей и 28 дочерей (соотношение полов 421/100), многие были несовершеннолетними. Никакие естественные причины не могли вызвать такое соотношение. Из семей Эпиктета в 32 было по одному ребенку и в 31 по два; после двух сыновей детей обычно не было. Это доказывают надписи. Двое сыновей были обычнейшим явлением, иногда в семье было трое; в Эретрии в третьем веке из 19 семей по крайней мере в двух было больше одного сына - меньше, однако, чем у милетских иммигрантов. Но все источники сходятся с дельфийскими надписями в том, что... в семье практически никогда не воспитывали больше одной дочери, доказывая правоту утверждения Посейдиппа, что «даже богатые люди всегда бросали новорожденного, если это была девочка». Из 600 семей, о которых остались сведения в дельфийских надписях, лишь у 1% было по две дочери; это согласуется с информацией о милетских семьях, а запечатленные
во всем огромном количестве эллинских надписей случаи, когда у женщин были родные сестры, можно пересчитать по пальцам...»
В объемистой книге «Людские ресурсы Италии» демограф- классик П. А. Брунт одтверждает существование массового избирательного убийства девочек: «Многие, наверное, слышали о «законе Ромула», по которому граждане были обязаны под страхом конфискации, половины имущества (санкция, не имевшая силы против пролетариев) оставлять жизнь и воспитывать всех детей мужского пола и первую дочь, за исключением тех случаев, когда ребенок рождался уродливым или увечным, что должны были подтвердить пятеро соседей, - после этого его бросали. Судя по всему, избавление от калечного ребенка являлось обязательным по закону двенадцати таблиц и вообще считалось нормальным».
Демограф Дж. С. Рассел, всю жизнь изучавший античное и средневековое население, согласен, что численную диспропорцию полов в римскую эпоху можно объяснить только более или менее высоким уровнем убийства девочек, и ссылается на материал Джона из Гастингса (Англия, 1391—1392 гг.), где прослеживается тот же процесс в средневековый период (соотношение 170 мальчиков на 100 девочек). Такого же мнения придерживается специалист по демографии Возрождения Ричард Трекелер, которому принадлежит подробный анализ источников пятнадцатого века по Флоренции, освещающий важные различия между открытым детоубийством предыдущих эпох (инфантицид) и пришедшим ему на смену детоубийством позднего средневековья (филицид). Трекслер приводит выдержку из флорентийского кадастра 1427 г., демонстрирующего диспропорцию между полами, растущую по мере увеличения возраста.
Такая ситуация, когда диспропорция в соотношении полов возрастает по мере того, как дети растут, была противоположна современной демографической ситуации в большинстве стран, обусловленной большей выносливостью девочек, и, как показывает Трекслер, наблюдалась только среди детей, которых воспитывала кормилица. В приютах для детей девочки выживали ничуть не хуже мальчиков, в то время как у кормилиц девочек до годовалого возраста гибло почти в два раза больше, чем мальчиков. Причиной было или разное обращение кормилиц с девочками и с мальчиками, или склонность родителей отдавать к плохо оплачиваемым нянькам скорее девочек, а не мальчиков, или и то, и другое. К новорожденным, чаще к девочкам, применяли прямой инфантицид - их душили, топили или где-нибудь бросали; в более позднем возрасте девочек чаще посылали к «нянькам-убийцам», снабжая суммой, рассчитанной лишь на несколько недель, - няньки прекрасно понимали намек, и вообще чаще отправляли к кормилицам.
В позднесредневековых метрических книгах изредка попадаются случаи очень высокого отношения числа новорожденных мальчиков к числу девочек (Фошер: соотношение 162/100 у французской знати - самое высокое из всех, что я встретил), но обычно соотношение полов у новорожденных варьирует в пределах 110-120. В то же время данные переписей населения показывают еще более высокое соотношение полов, так что в такой повсеместно наблюдавшейся диспропорции полов повинен как избирательный инфантицид новорожденных, так и дальнейший филицид, действовавшие в сочетании. Пожалуй, наиболее
обширное исследование этого сочетания избирательного инфантицида новорожденных и дальнейшего филицида проведено Урсулой М. Каутилл, биологом в Йеле. Она не только определила точный уровень избирательного инфантицида и филицида в Йорке (Англия) в течение трех столетий, но и непосредственно пронаблюдала действие этих механизмов в Гватемале. Работая с приходскими книгами Йорка 1538-1812 годов, Каугилл ввела в компьютер 33000 случаев рождения и составила диаграмму детской смертности, по которой было видно, что девочек в любом возрасте умирало больше, чем мальчиков. По мнению Каугилл, это «свидетельствует о том, что родители в Йорке лучше заботились о сыновьях, чем о дочерях». Такое разное обращение плюс инфантицид новорожденных (в шестнадцатом
веке соотношение полов новорожденных было 110,8) приводило к общему соотношению полов 136/100. В паре прекрасных статей, написанных совместно с Дж. Э. Хатчинсон, Каугилл описывает наблюдения за жителями индейской деревни в Гватемале, где соотношение полов 178/100. Такая диспропорция, говорит Каугилл, объясняется исключительно склонностью родителей «благоволить к мальчикам... дольше вскармливая грудью мальчиков, чем девочек. Попадаются, например, мальчики, которых еще кормят грудью, в то время как их младшие сестры уже отняты от груди. Если пожить среди индейцев, создается сильное впечатление, что о мальчиках и после отнятия от груди заботятся лучше, чем о девочках». Упоминания о более длительном грудном вскармливании мальчиков по сравнению с девочками встречаются в исторической литературе, как и другие сообщения о неодинаковом обращении с детьми разного пола. Интересная деталь: филицидальные индейцы Гватемалы, как и филицидальные европейцы, жившие полтысячи лет назад, одевают своих детей наподобие миниатюрных взрослых, в отличие от соседних племен, делающих меньше различий между девочками и мальчиками. Каугилл и Хатчинсон фактически высказывают идею, что сексуально провоцирующее поведение маленьких девочек по отношению к взрослым мужчинам могло служить эволюционным механизмом предотвращения «демографической катастрофы» - они вызывают к себе интерес в столь враждебной к ним культурной системе и тем самым спасаются. Выражая ту же мысль менее деликатным языком, маленьким девочкам приходилось соблазнять мужчин, чтобы те сохраняли им жизнь.
Несмотря на то, что в пьесе «Макбет» у Шекспира есть строчки, явно подразумевающие, что аудитория хорошо знакома с таким явлением, как убийство новорожденных, к началу нового времени избирательный собственно инфантицид почти полностью сменился избирательным филицидом уже немного подросших детей (все это относится только к законным детям). Особенно ощутим этот процесс был в Англии и в Америке. По словам Ф. Дж. Эммисона, инфантицид имел «прискорбно широкое распространение» в Миддлсексе и Эссексе шестнадцатого века, а Кейт Райтсон в обзорной статье по инфантициду в Англии семнадцатого века пишет, что избавление от детей «иногда принимало более привычную форму убийства непосредственно после рождения», и все же Райтсон приходит к выводу, что убийство детей в семнадцатом веке в Англии совершалось в основном «при кормлении грудью путем умышленной небрежности – форма детоубийства, которая, судя по всему, не рассматривалась как явное преступление».
Было бы ошибкой заключить, что это был результат бедности. Из источников становится ясно, что богатые не меньше, чем бедные, убивали своих детей. Например, данные Коулмана о зависимости уровня детоубийства от размеров земельного участка показывают, что богатые крестьяне убивали девочек ненамного реже, чем бедные, а соотношение полов даже среди детей богатых фермеров достигало 130-140, не доходя лишь до самого высокого уровня - 150-200, который иногда можно было обнаружить у бедняков. Из флорентийского кадастра выводится даже более высокое соотношение для богатых (облагаемых налогом выше 400 флоринов), чем для бедных. Степень преобладания мальчиков отражает уровень детоубийства, и можно заключить, что рождение в богатой семье если и давало какие-то преимущества, то очень незначительные, ведь богатые родители чаще отсылали детей к кормилицам, а вся обширная литература на эту тему свидетельствует о повышенной смертности детей, находившихся на попечении кормилиц.
Не следует также воображать, будто убивали только незаконных детей. Даже если бы у нас не было прямых свидетельств о родителях, распоряжавшихся об убийстве собственных законных детей, то все равно почти все дети, отправлявшиеся под присмотр кормилиц, были законными (утверждение, что в Европе всегда «терпимо» относились к незаконным детям, конечно, совершенно неверно), а последствия такого содержания вне дома были очевидны - например, в Лионе родители половину своих новорожденных отправляли в деревню к кормилицам, и из них половина умирала. Поэтому мне остается придерживаться своего изначального утверждения, что на протяжении античности и раннего средневековья законных детей убивали в огромном количестве, в позднее средневековье это явление пошло на убыль, но лишь к семнадцатому столетию детоубийство стало ограничиваться главным образом незаконными детьми.
Проанализировав все эти демографические свидетельства, к каким выводам можно прийти относительно той атмосферы филицида, которая пронизывала жизнь детей в прошлом? Во-первых, что касается масштабов детоубийства, то мои самые скромные подсчеты указывают на то, что это явление по-прежнему очень сильно недооценивают. В античности и в раннем средневековье убивали, вероятно, от одной трети до половины всех рождавшихся детей, а к началу нового времени это число уменьшилось ненамного. Судя по всему, всех незаконных детей убивали, девочек и мальчиков в равной степени, а если прибавить сюда убийство не меньше трети законных детей, из которых большую часть составляли девочки, то, оценивая эмоциональное воздействие детоубийства на остававшихся в живых, следует иметь в виду буквально миллионы убитых детей. Приведем иллюстрацию размеров детоубийства, которые могут скрываться за соотношением полов детей. Недавнее подробное исследование одной японской деревни 1717-1830 годов дало относительно низкий показатель соотношения полов новорожденных - 114 мальчиков на 100 девочек. Примерно такое соотношение наблюдалось в большинстве стран Европы в начале нового времени, когда убийство законных детей перестало быть массовым. Однако более тщательный анализ возрастных групп показал, что истинные масштабы детоубийства были намного больше, чем. показалось на первый взгляд, ведь уничтожению подвергался большой процент мальчиков (как явствует из результатов вероятностного анализа возрастов), так что инфантицид был «скорее не частью борьбы за выживание, а способом планирования половой структуры, чередования детей разного пола, промежутков между ними, их максимального числа». Мальчиков убивали как во избежание раздела имущества, так и просто потому, что у родителей уже было достаточно сыновей. Диспропорция между мальчиками и девочками наблюдалась из-за того, что девочек все равно убивали чаще. По моим оценкам, в этой деревне избавлялись примерно от четверти всех законных детей, но сюда надо еще приплюсовать почти всех незаконных, и в итоге получится наверняка больше трети всех детей.
В обществах более ранних психогенных стадий убийство детей могло достигать еще большего размаха. Например, убийство половины всех рождающихся детей - вполне правдоподобная цифра для античности.
Вряд ли можно представить себе все последствия этого явления для уцелевших детей. На них не могла не оставить отпечатка царившая вокруг атмосфера филицида, они видели реки, канавы и общественные уборные, заполненные мертвыми и умирающими младенцами, бывали в деревнях «нянек-убийц». Наши демографические и литературные свидетельства очень редко дают понять значимость тех, например, моментов, когда разъяренный отец кричит сыну: «Я могу тебя запросто убить, ты это знаешь»; лишь такие литературные гении, как Луи Адамик, способны были описать свой ужас, когда твоя кормилица, держа у груди другого младенца, напевает о том, как задушит его этой ночью." ...
Маленькие девочки (более выносливые, чем мальчики, как и самки любого биологического вида) росли в атмосфере филицида и прекрасно осознавали всю дешевизну собственной жизни; они знали, что таких же, как они, детей, убивают миллионами, прямо или косвенно; и снижением уровня детоубийства к началу Нового времени мы обязаны тому, что эти же выросшие маленькие девочки стали более по-матерински относиться к собственным детям.


из: Ллойд Демоз. Психоистория. Эволюция детства.

Tags:

(23 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:ami_mercredire
Date:August 12th, 2006 06:29 am (UTC)
(Link)
Да, это старое доброе время. Прямо мороз по коже..
[User Picture]
From:pelageya
Date:August 15th, 2006 02:50 pm (UTC)
(Link)
а что старое-то? В том месте, где Вы живете детей не убивают?
[User Picture]
From:ami_mercredire
Date:August 16th, 2006 06:04 am (UTC)
(Link)
Во всяком случае, к телегам не прибивают, и по улицам они в канавах не валяются настолько густо, чтобы это привычным явлением стало.
[User Picture]
From:pelageya
Date:August 16th, 2006 11:24 am (UTC)
(Link)
то есть вопрос только в публичности убийств:)?

Ну это можно сказать спасибо абортам и противозачаточным средствам. Нежеланных детей меньше родится. Сейчас все больше убивают любимых и желанных.
[User Picture]
From:gateya
Date:August 12th, 2006 08:33 am (UTC)
(Link)
А каковы данные по Росии?
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 12th, 2006 09:54 am (UTC)
(Link)
Статистических данных в книге нет, но на практику тугого пеленания, от которой в большинстве стран отказались лет двести назад, а в восточной Европе - к середине 20 века и то не везде, сетует.
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 12th, 2006 10:05 am (UTC)
(Link)
Очень расплывчато: "до недавнего времени детская смертность
в России в три раза превышала такую в Западной Европе, ведь
больше половины рожденных умирало в детстве...Например,
купание в ледяной воде когда-то было обычным делом по всей
Европе, но в восемнадцатом веке этот обычай стали уже повсюду
осуждать. В более ранних дневниках часто сообщалось
о новорожденных, «умерших от крещения» в ледяной воде, а
врачи рекомендовали ежедневные ледяные ванны для детей.
Однако к концу восемнадцатого века родители начали считать
такое «закаливание» излишне жестоким"
"Традиции воспитания детей в России во многих отношениях
сближают ее скорее с Индией и другими восточными странами,
чем с Западом. Например, в девятнадцатом веке в Россииеще были широко распространены детоубийство и детские свадьбы.
11 Мало того, что большинство девочек выходило замуж и
имело сексуальный опыт до половой зрелости12 - отцы часто
вступали в половые сношения с новобрачными сыновей. Как сообщал
в девятнадцатом веке один путешественник:
«В деревнях отцы очень рано женят сыновей на расцветающих
девушках, а затем посылают юношу в Москву
или Санкт-Петербург искать работу... Через несколько
лет сын возвращается домой и обнаруживает, что является
номинальным отцом нескольких детей, отпрысков
собственного родителя, который считал своим долгом замещать
мужа молодой жены. И так по всей России...»
Длительное тугое пеленание (состоящее в перевязывании
ребенка в несколько слоев на протяжении всего первого года
жизни) в России сошло на нет всего несколько десятилетий
назад. В Западной Европу этот обычай прекратил существование
уже в восемнадцатом - девятнадцатом веках."
"В начале девятнадцатого века Григория Белинского, который не бил детей,
описывали как «единственного отца в городе, понимавшего, что
при воспитании детей нет необходимости обращаться с ними, как
со скотом»."
Но статистики нет никакой, разве в его источниках рыться.
[User Picture]
From:valeta
Date:August 13th, 2006 06:11 pm (UTC)
(Link)
информация по детской смертности в царской России
http://situation.ru/app/j_art_307.htm
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 13th, 2006 06:25 pm (UTC)
(Link)
Да, спасибо :)
[User Picture]
From:genuine_elka
Date:August 12th, 2006 07:12 pm (UTC)

напомнило

(Link)
"История арестантки Масловой была очень обыкновенная история. Маслова
была дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в
деревне у двух сестер-барышень помещиц. Незамужняя женщина эта рожала каждый
год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом
мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка,
и он скоро умирал от голода".
Л.Н.Толстой, "Воскресенье"
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 12th, 2006 07:19 pm (UTC)

Re: напомнило

(Link)
Да, действительно :)
From:foxy_1812
Date:August 13th, 2006 10:33 pm (UTC)
(Link)
Простите, где Вы брали материал для этого поста? На http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php я не могу найти ни одной фразы.
[User Picture]
From:0lenka
Date:August 14th, 2006 09:57 am (UTC)
(Link)
Д31 Ллойд Демоз
Психоистория
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 512 с
По ссылке http://www.natahaus.ru/2006/05/08/llojjd_de_moz__psikhoistorija.html
Про филицид - приложение к статье "Формирование американской личности путем психологического видообразования".
From:ex_ex_ex_va
Date:August 14th, 2006 07:35 pm (UTC)
(Link)
Как мерзко это все....
одевают своих детей наподобие миниатюрных взрослых, в отличие от соседних племен, делающих меньше различий между девочками и мальчиками. Каугилл и Хатчинсон фактически высказывают идею, что сексуально провоцирующее поведение маленьких девочек по отношению к взрослым мужчинам могло служить эволюционным механизмом предотвращения «демографической катастрофы» - они вызывают к себе интерес в столь враждебной к ним культурной системе и тем самым спасаются. Выражая ту же мысль менее деликатным языком, маленьким девочкам приходилось соблазнять мужчин, чтобы те сохраняли им жизнь
Мда, в те времена даже педофилия становилась благим делом(((((
[User Picture]
From:pelageya
Date:August 15th, 2006 02:53 pm (UTC)
(Link)
в России и в Америке девочек продолжают одевать как миниатюрных взрослых. Если только посмотреть на какие-нибудь конкурсы красоты в Америке или конкурсы юных талантов по Российскому телевидению...
From:ex_ex_ex_va
Date:August 15th, 2006 02:58 pm (UTC)
(Link)
ну конкурсы, это не частое и повсеместное явление.Тон там задают продюсеры
А законы шоу-биза-они для всех.
Чем шире жопа-тем больше успех.
[User Picture]
From:pelageya
Date:August 15th, 2006 09:22 pm (UTC)
(Link)
Конкурсы - это то, на что ориентируется средняя масса населения.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:pelageya
Date:August 15th, 2006 02:46 pm (UTC)
(Link)
девочек и сейчас кормят меньше грудью, чем мальчиков.
[User Picture]
From:la_lucia
Date:October 19th, 2006 10:01 pm (UTC)
(Link)
Это отвратительно. Мне даже вдруг стало стыдно, что я происхожу от этих людей. Мы все от них произошли. Чудом.
И причины этого массово убийства девочек мне не совсем понятны. Один мужчина может оплодотворить несколько женщин. Количество рождающихся детей прежде всего зависит от количества матерей. Так зачем избыток мужиков? (Чтобы было кому воевать, чтоб еще больше детей погибло? - вот такое дурацкое объяснение сейчас пришло :-) ) Нет, конечно же, я уже об этом читала, но в данной статье это все так концентрировано описано...
Или тут все ограничивается экономическими соображениями? По немецко-французскому каналу "Арте" как раз сейчас начинается цикл передач "Бремя быть женщиной". Первая часть - об убийствах девочек, которые и сейчас имеют место быть, в порядке вещей - в Индии, Пакистане, Китае - в Китае, как правило, по соображениям экономическим, в Индии и Пакистане еще добавляется всеобщее укоренившееся отношение к женщине как к существу второго сорта.
[User Picture]
From:la_lucia
Date:October 20th, 2006 07:54 am (UTC)

Если разобраться...

(Link)
В основном, наверное, причины все-таки были экономические - проще говоря, бедность, во мнигих случаях вопиющая. Убить ребенка в утробе матери было "проблематично" и просто опасно для жизни (даже в конце 19 в. - вспомните "Амок" Стефана Цвейга). Поэтому убивали после рождения. Не совсем понятно только, если это делали богатые люди, дворяне и прочая. Я всегда думала, дети считались благословением - или я что-то превратно поняла? Или это проистекало от "недоразвитости чувств" - но кто же тогда писал слезливые романы про дам и трубадуров и несчастную любовь?
А церковь, что она говорила? Смотрела на все это? Вроде как католическая церковь (и не только католическая) всегда придерживалась доктрины "плодитесь и размножайтесь"? Когда начались процессы над "матерями-детоубийцами" или врачами/повитухами, делавшими аборт - только в 19 веке, вследствие викторианского "смягчения нравов"?

После всего вышесказанного следует, правда, добавить, что я вовсе не считаю нужным запрещение абортов или контрацепции, как это пытаются сейчас "провернуть" даже некоторые политики :-) Женщина (имхо) должна одна все решить, один на один со своей совестью, потому что жизнь нелюбимого/нежеланного ребенка тяжела и незавидна.

А, и еще одно. В последнее время в Германии участились случаи детоубийства или издевательств со стороны родителей (или просто об этом чаще стали узнавать??). Что характерно - большинство семей - из нового т.н. слоя "социально необеспеченных", с плохим образованием, которых становится все больше.
[User Picture]
From:0lenka
Date:October 20th, 2006 06:12 pm (UTC)
(Link)
Нуу... во-первых там, где за девочками было положено давать приданое как часть отцовского наследства - естественно, иметь дочерей было просто невыгодно: бедные не хотели тратиться, богатые не хотели делить угодья или наследство. Там, где родители невесты наоборот, получали калым, красивая девочка была хотя бы выгодной и стоила (в самом прямом смысле) того, чтобы ее растить до половозрелого возраста. Хотя отношение к женщине как к рабочей скотинке в таких странах дает мало оснований для радости.
А с мальчиками еще проще: род в патриархальном обществе, как правило, определяется по отцу. Следовательно, мальчик - продолжатель рода, а девочка - так, лишний голодный рот. Ну, с некоторыми исключениями, но более или менее так.
[User Picture]
From:la_lucia
Date:October 20th, 2006 10:26 pm (UTC)
(Link)
Ну, в общем, да :-) Не так растекаясь мыслью по древу, как я, но все верно. Во глоаве угла, как всегда, стоят деньги и выживание.
Powered by LiveJournal.com